Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Кроссенсы к урокам литературы
Сегодня мы встречает всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся. Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией. Метод развивающей технологии «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Первыми о кроссенсе узнали читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить кроссенс, сотавив рассказ по взаимосвязанным изображениям. Алгоритм создания кроссенса: 1. Определить тематику, общую идею. 2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме. 3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр). 4. Выделить отличительные черты каждого элемента. 5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы. 6. Замена прямых образов символическими. 7. Построить ассоциативную связь между образами. 8. Кроссенс готов
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперёд и заканчивать на центральном пятом квадрате. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с другой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора. Он может быть связан со всеми изображениями в кроссенсе. Применение кроссенса Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: - проверка домашнего задания ( с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы); - формулировка темы урока, постановка цели урока ( найдите связь между изображениями и определите тему урока); - раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах); - обобщение материала, закрепление (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод); - организация групповой работы ( составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп); - творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему); - построение структуры урока ( девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине). Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, картами, диаграммами. Такой прием позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени – находят не только соседние ассоциации, но и перекрёстные, на червёртой – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой – создают свой кроссенс. Сборник кроссенсов по русскому языку и литературе Сборник кроссенсов по литературе Кроссенс по сказке Царевна -лягушка
Кроссенс по рассказу Железникова "Чучело" Кроссенс "Басни Крылова" Кроссенс "Л.Н.Толстой" Кроссенс "Слово о полку Игореве" |
Поиск
Архив записей
|