Суббота, 18.05.2024, 08:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Сагитовой Минзили Рафиговны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интеллект – карты как средство формирования читательского интереса

  1. «Неграмотным в будущем будет не тот человек,
  2. который не умеет читать.
  3. Это будет человек, который не знает,
  4. как научиться тому, как следует учиться».
  5.      

      

       В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в         обучении                    направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении           учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

                   Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, одно из важнейших средств формирования общественного сознания и мировоззрения людей. И в то же время чтение – удивительный мир, открывающий свои тайны всем желающим. Но с недавнего времени двери в удивительную страну книг закрыты для подрастающего поколения. Нежелание читать вызвано не отрицанием чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. Уже много лет я работаю в старших классах. И каждый раз, получая новых детей, задумываюсь, какие современные технологии, методы и приёмы использовать на своих уроках? Как привлечь внимание к программным произведениям? Как сделать так, чтобы чтение не превратилось в мучительную повинность и ребята читали с интересом? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. Одной из педагогических задач современно школы является внедрение в учебный процесс таких методов и приемов, которые помогут не только овладеть определенными знаниями и умениями, но и развить творческие способности учащихся и сформировать читающую личность. Важная роль в этом случае отводится урокам литературы.

    Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии. Они привлекательны тем, что выявляют особенности развития учащихся, содействует развитию и проявлению личностных качеств учащихся, формированию его индивидуальности, способности к творческой реализации своих возможностей.

             Ментальная карта как средство формирования читательского интереса

    Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте.

    Один из известных французских специалистов по вопросам детского чтения говорил о том, что происходит с маленьким ребенком, когда тот «читает», он рассматривает и слушает мамино чтение - альбом (так во Франции называют детские книжки-картинки). Альбом – это первая книга ребенка, которая вводит его в мир чтения, в мир книжной культуры. Но не менее важно, что альбом вводит ребенка и в мир человеческого общения. Картинки альбома воспринимаются ребенком как адресованное ему графическое послание и заставляют вступать в общение с людьми, его создавшими, с авторами альбома – художником, писателем. «Загадочность» картинки, текст (всегда минимальный) заставляет обращаться к взрослым – родителю, воспитателю, вступать в непосредственное общение по поводу альбома. При молчаливом рассматривании картинки ребенок опознает ее элементы, устанавливает связи между ними, выстраивает целостную ситуацию, т.е. он обращается к своему опыту – своим представлениям, переживаниям, происходит внутреннее общение с самим собой. Текст и картинка должны составлять гармоническое равновесие на странице, приглашая малыша к «чтению» картинки, одновременно семантическому и эстетическому. Таким образом, общение – это первое, что происходит с маленьким ребенком при чтении и первая задача, которую должно чтение решать. И только такое чтение-общение позволит ребенку в дальнейшем воспринимать автора и героя литературного произведения. Эту же задачу, на мой взгляд, выполняют ментальные карты.

    Когда-то, работая в 5 -6 классах, мы все, наверное, давали задание по литературе нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам, стихам. Создавая такие иллюстрации к произведению, школьник был вынужден прочитать текст, остановиться на описании героя или его жилища, представить себе ситуацию и изложить ее на бумаге. Ментальная карта, на мой взгляд, все то же самое, но с особыми требованиями и критериями.

    На первых этапах внедрения метода интеллект – карт у нас было много сложностей, не все могли понять его назначения, практическую значимость. Затем постепенно, шаг за шагом, мы начали составлять ИК, это затянуло ребят.

    При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику

    С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Каждый учитель литературы понимает, как важно научить ребенка умению читать. Только когда человек поймет важность чтения и книга станет для него необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от общения с авторами произведений – главнейшая задача на сегодняшний день.

    Одной из главных задач уроков литературы является развитие навыков монологической речи, но время урока ограничено. И здесь как раз выручают интеллект - карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. Интеллект - карты помогают собрать материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на деталях .

    Ментальные карты на уроках литературы.

    Ментальные карты на уроках литературы можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле. Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и сохранив заинтересовавшие цитаты. На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей. Например,

    при изучении и анализе творчества писателя ментальная карта составляется по следующему плану: в центре – имя писателя, даты жизни, ветви – основные этапы творчества, литературное направление, ключевые темы творчества, образы, критика;

    художественного произведения: в центре – автор и название произведения, год создания, ветви – жанр, герои, сюжет, смысл (идея и тема произведения);

    литературоведческих понятий: в центре – термин, ветви – определение, история возникновения;

    литературных течений: в центре – название, ветви – определение, время и место зарождения, характерные черты, представители.

    Одним из важнейших навыков, способствующих успешности ребенка, на мой взгляд, является навык осознанного чтения. Сегодняшний школьник в силу определенных причин не хочет читать произведения школьной программы, хотя при подготовке к декабрьскому сочинению с удовлетворением отметила, как много читают мои одиннадцатиклассники, но, к сожалению, все больше зарубежную литературу. Поэтому мне как учителю литературы было важно заинтересовать ребенка, показать ему, что классическая русская литература не менее интересна. На мой взгляд, особенно тяжело даются ребятам для чтения и анализа объемные произведения. Например, при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» за месяц давалось задание составить ИК, включая в нее основные этапы жизни главных героев романа. Я считаю, что необходимо научить детей видеть за художественным словом литературного героя, его мысли, сомнения, поступки. И тогда он станет «живым», понятным, интересным. «Скучная» классика оживает в ментальной карте. (Приложение)

                       Умение читать – это способность понять, воспроизвести, истолковать и оценить художественное произведение в целом и каждое слово. Описанный метод ИК развивает читательский интерес у учащихся, позволяет более детально рассмотреть художественный текст. Данный метод гибко вписывается в рамки устоявшихся методик. Практическая реализация ментальных карт показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и как следствие общий рост эстетического и интеллектуального образования.

    Эффективность использования ментальных карт

    Значимость применения данного приема в том, что:

    экономится время обучения, так как не используется традиционное конспектирование;

    внимание учащихся акцентируется на важных психологических, художественных деталях произведения;

    создаются условия для формирования у учащихся ярких визуальных ассоциаций;

    повышается мотивация к изучению произведения, активизируется учебная деятельность, улучшается качество знаний;

    создаются условия для развития предметных и коммуникативных компетенций, творческих способностей; корректируются знания учащихся.

          С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её, поэтому по возможности нужно использовать интеллект - карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного, т.е. практически на всех этапах урока. Чем хороши ментальные карты на уроке литературы? Всё произведение с многочисленными персонажами и проблемами  можно окинуть одним взглядом, наглядно разложить «по полочкам», показать взаимосвязь между героями, событиями. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

    Технология обучения на уроках литературы через создание ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а на это нужно время.

    Ментальные карты - это интересно и современно. Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты.

    Элвин Тоффле

               

      

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
uCoz